Маркова Елена

Маркова Елена Павловна — душа нашей студии. Елена Павловна имеет богатый опыт  работы с маленьким детьми в сфере художественно-эстетического образования.

В конце 90-ых годов одна из первых в городе ввела в практику с детьми обязательное знакомство детей  с произведениями мирового  искусства и культуры. Организовала студию в дошкольном учреждении, разработав методику общения детей с искусством и мировой художественной культурой. Ввела для себя собственный девиз работы: «Моменты детской радости и хороших переживаний». Сотрудничала с педагогами студий других городов России, пропагандируя общение с искусством и фрагменты мировой художественной культуры, начиная с дошкольного детства.

Преподавала эти дисциплины в педагогическом училище и на кафедре Дошкольного образования НИПКиПРО. Обучала педагогов детских студий и воспитателей дошкольных учреждений  по вопросам художественно-эстетического развития детей. Серьезно занималась вопросами полихудожественного воспитания детей, объединяя произведения изобразительного искусства, музыку и поэзию. Считает синтез искусств одним из необходимых и очень удачных направлений в художественно-эстетическом развитии детей. Проводила курсы в НИПКиПРО по этому направлению, развивая его в сфере дошкольного образования города и области. Курировала многие детские учреждения города, организовывала семинары, практики, многочисленные мастер-классы.

Разрабатывала методику общения детей с искусством, где одним из обязательных компонентов был полихудожественный подход. Методика имела отличные результаты, вызывая у детей яркие эмоционально-эстетические переживания, и очень нравилась детям и родителям.  Многие детские учреждения города с большим энтузиазмом работали по этому направлению.

Разработала программу художественно-эстетического развития детей.  Программа четко структурирована на 3 направления. 1. — Эстетическое развитие средствами окружающего мира (Я – Другие люди – Рукотворный мир — Живая и Неживая Природа). 2. — Общение с искусством, в том числе синтез искусств (изобразительное искусство, музыка, литература и др). 3. — Собственная художественно-творческая деятельность. Считает взаимосвязь этих трёх направлений обязательным для всестороннего и художественно-эстетического развития детей. Сама же художественная деятельность тоже была во взаимосвязи: ручной труд, аппликация, лепка, рисование. Это помогает детям переходить от решения сложных художественных задач к более лёгким, а также видеть объёмный целостный образ и его характерные детали.

Сотрудничала с авторами многих программ по искусству. Проводила анализ существующих программ по художественно-эстетическому развитию детей, рекомендованных МО России. Помогала педагогам детских учреждений города и области в решении задач этих программ и организации методики работы с детьми.

Сейчас работает над программой по художественно-эстетическому развитию детей в студии «Карандаш». Все перечисленные ранее направления являются приоритетными и для работы в студии. Обобщим их ещё раз.

 

  1. — Эстетическое развитие средствами окружающего мира (Я – Другие люди – Рукотворный мир — Живая и Неживая Природа).

 

 

  1. — Общение с искусством, в том числе синтез искусств (изобразительное искусство, музыка, литература и др). Знакомство с мировой художественной культурой.

 

  1. — Собственная художественно-творческая деятельность.

 

Ребят будут знакомить с объектами живой и неживой природы, вызывая у них   чувства красоты, сопереживания, восхищения, развивая эстетический вкус и умения мыслить, высказываться, отстаивать собственную точку зрения прислушиваться к мнению других (сверстников и взрослого). Это будут специальные занятия для разных возрастов детей, например, «Хамелеон по маскировке чемпион», «Пантерный хамелеон из Мадагаскара» или «Хамелеон Джексона». Кроме того, задачи по первому направлению будут решаться и в ходе второго и третьего направления (общение с искусством и собственная художественно-творческая деятельность). Так, например, рассматривая картину Боттичелли «Весна», мы, естественно, будем затрагивать тему женской красоты и  красоты в природе. Но не только. Мы поговорим и о дружбе (Боттичелли, Лоренцо и Джулиано Медичи), о зависти и жестокости (заговор против Медичей) и, конечно же, о любви (Симонетта и Джулиано).  При этом детским впечатлениям от восприятия картины будет помогать музыка. А художественную деятельность сотворим такой: «Наш ответ Сандро Боттичелли – «Весна с русским глазами»»

Будет несколько специальных занятий только по знакомству с тем или иным произведением искусства или нескольким произведениям сразу. Таких занятий будет немного. В основном знакомство с искусством или мировой художественной культурой будет как обязательная часть каждого занятия, заканчивающегося художественно-творческой деятельностью. Но в каждом занятии мы будем следовать заявленным трём направлениям. К примеру, во время знакомства с коренными народами Америки («Ольмеки», «Майя», «Ацтеки», «Инки») на каждом из этих занятий ребята будут узнавать об их  особенностях культуры, знакомиться с их оригинальными произведениями искусства и архитектуры, а также вести разговоры об изобретательности, чувстве красоты, взаимоотношениях между людьми и ещё о многом другом. Демонстрация материала будет осуществляться на проекторе. Заканчиваться занятия, конечно же, будут художественно-творческой деятельностью. А это значит, что надо будет создать что-то подобное произведениям, созданным этими народами.  Или … просто отдать им дань памяти.