Колонка методиста. Заметка #1. Ребёнок и искусство

Начинаем цикл статей методиста нашей студии Марковой Елены Павловны. Елена Павловна — методолог и методист, преподаватель, разрабатывающий новые инструменты, форматы, подходы к обучению, стратег детского обучения искусству с высокой насмотренностью. Елена Павловна прошла путь от воспитателя детского сада и ведущего детских творческих классов до преподавателя института повышения квалификации учителей в области изобразительного искусства детей. Она, в составе команды НИПКиПРО, помогла десяткам детских садов нашего города развить комплексный подход в качественном знакомстве воспитанников с миром искусства.

Сегодня наш методолог делится темой «Ребенок и искусство», вот она:

Эта тема уже длительное время остаётся очень актуальной и в образовательных учреждениях, и просто в семье. Специалисты в педагогике, представители сферы искусства, да и просто увлечённые искусством родители испробовали разные методы и приёмы. Не сомневаемся, что всеми ними двигали самые достойные цели. Мы, как и все, тоже находились в таком интересном поиске методов работы, и это помогло нам накопить огромный и полезный опыт работы с детьми. Сами того не подозревая, мы оказались очень близки к кажущейся на первый взгляд очень простой идее прекрасного педагога, академика Валентины Николаевны Шацкой: « [Знакомство детей с искусством ] — это должны быть моменты детской радости, моменты хороших переживаний, моменты чутких и интимных настроений и прекрасного общения детей со взрослым человеком».

Приёмов знакомства детей с произведениями искусства, действительно, собралось множество. Но более важным для нас оказалось, не ЧТО смотреть или слушать, а КАК это делать с ребёнком? Конечно, выбор произведений искусства для нас является очень важным. Мы стараемся предлагать ребятам произведения из самых разных жанров и не боимся сложных картин. Снова подчеркнём, что для нас важным является принцип КАК разговаривать с детьми по конкретному произведению. Существует масса интересных вопросов, которые можно задать детям по картине. И ещё больше информации может сообщить детям взрослый. А уж об интернет-информации и говорить не стоит! Она сама «сыплется» на голову детям. Всё можно найти, прочитать, увидеть, услышать в интернете. Но тут как раз и «провисает» вопрос: КАК именно разговаривать с детьми?

Подбирая методику работы с ребятами, мы прекрасно понимали, что важно было учесть любую деталь: какова должна быть выразительность речи педагога во время общения с детьми, как лучше построить вопрос, как заинтриговать ребят на поиск раскрытия тайны, скрытой в том или ином произведении искусства и т.п. Подбирая педагога для нашей студии, нам, естественно, был важен педагог, влюблённый в искусство. Но не менее важным для нас стало, то, что это должен быть человек любопытный, как ребёнок мог смотрящий на мир широко раскрытыми глазами. Именно такая позиция стала педагогическим убеждением нашей студии «Карандаш».

С искусством в нашей студии ребята будут знакомиться на каждом занятии. Это обязательная небольшая часть для каждой возрастной группы. Но будет и несколько объёмных занятий по знакомству с картиной, скульптурой, произведением графики или предметом декоративно-прикладного искусства. Скажем честно, иногда это будут довольно непростые произведения. Но мы никогда этого не боялись, наоборот, нам было только интересно. Уверены, что и детям будет так же интересно. Кроме того, мы будем совершать много виртуальных путешествий и разгадывать тайны окружающего мира, такого же художественно прекрасного, как картина, музыка, танец…

Эти убеждения лежат в основе нашей работы, и мы намеренно делимся ими с вами, чтобы дать вам возможность выбора, в какой компании и в каком формате ваш ребенок познакомится с искусством. Сегодня мы сделали первый шаг в своем рассказе.

В следующем разговоре с вами мы приоткроем некоторые педагогические тайны нашей работы с детьми. До новых встреч!