Колонка методиста. Заметка #4. Путешествия в пространстве и времени на занятиях в студии «Карандаш»

Наш «Карандаш» не совсем обычный. Как вы уже поняли, помимо художественной деятельности, мы постоянно совершаем разнообразные «путешествия» в пространстве и во времени. Эти «путешествия» абсолютно разные. Как мы и обещали, раскроем немного суть некоторых их них.

Вот мы переместились в Испанию. Мы — в Национальном музее Тиссена-Борнемиса. Здесь нас интересует одна картина русского художника-абстракциониста. Красивая картина, бесспорно! И это ребята оценивают. Что на ней изображено? Можно ли описать абстракцию? Пятна, линии, цвет вступают в своеобразную художественную «игру» на холсте и творят красоту. Но, представьте себе, среди ребят оказываются зрители-фантазёры, которые увидели в этих абстрактных цветовых пятнах, формах, линиях что-то реально существующее, какие-то знакомые образы. Правильно ли так реагировать на абстракцию? Абстракция в восприятии ребят перемешивается с символизмом. А мы и рады этому! Мы уверены: если произведение искусства вызвало у ребят определённые эмоции и чувства, уже – победа! Это говорит о том, что дети умеют чувствовать, переживать, думать. А, значит, им не грозит бездушие. И красное пятно на картине вдруг представляется ребятам оригинальным «китом-полосатиком», как и полагается, с полосками на нижней части головы. Чуть ниже красного «кита» «выплывает из гущи водорослей» огромная «рыба». Синее же пятно на полотне вдруг превращается в «море», которое «вспенилось, заиграло разными оттенками цветов» от появления в этих «водах» «необычного морского обитателя». Другие же фантазёры, включившись в игру представлений, увидели на этой же абстрактной картине огромного «волшебника-великана». Он будто бы протянул свою длинную тонкую «руку» к красивому «городку» с золочёнными «башнями». Этот «великан» – «хранитель города»? Кто знает? Кто, что увидел в этих пятнах, линиях, формах, тому так и кажется. Вы, конечно же, узнали эту картину, потому что вы – взрослые. Это знаменитая «Картина с тремя пятнами» Василия Кандинского. А ребята с абстракцией Кандинского знакомятся впервые. У детей–фантазёров – особая фантазия! Не у всех взрослых такая есть. И хорошо, что дети фантазируют. Сегодня им будет помогать смотреть картину музыка. Звучит Альфред Шнитке «Полёт» в исполнении ансамбля таких же по возрасту ребят …

А вот мы переместились в Италию. Это один из самых красивейших городов мира, прославленный такими знаменитостями как поэт Данте Алигьери, поэт и писатель Джованни Боккаччо, учёный, архитектор, скульптор Филиппо Брунеллески, архитектор и скульптор Джотто, скульптор Донателло, художники Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти и другие. Со многими из них в своё время нас ждёт очередная встреча. Конечно, взрослые сразу понимают, где ребята оказались. Это Флоренция с её прекрасными терракотовыми крышами и знаменитым собором Санта-Мария-дель Фьоре. А мы с ребятами находим Флоренцию на карте и перемещаемся в 15 век. Удивительно, но Флоренция того времени напоминает нам современный мегаполис. Здесь также «кипит» жизнь. И снова знакомства. Банкир Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный. Интересная у него одежда: модная по тем временам. А как без представления моды перемещаться во времени? Приходится рассматривать модников. А вот и брат Лоренцо – Джулиано. Он — идеальный «рыцарь» своего времени. Вокруг него крутилась вся «золотая молодёжь» Флоренции. С ним все хотели дружить. Отличный парень! Турниры, представления – это «дело его рук». И, конечно же, рядом с Джулиано мы встречаем художника Сандро Боттичелли, друга семьи Медичей. Неожиданно ребята узнают, что для этой мужской компании есть своеобразный эстетический «центр», характерный для рыцарского поведения. Это — Прекрасная дама, первая красавица во всей Флоренции. Зовут её Симонетта Веспуччи. Вся «золотая молодёжь», по примеру её предводителя Джулиано, была покорена красотой Симонетты. И наши ребята тоже отмечают красоту девушки. Красота – она во все времена остаётся непобедимой. Густые золотые волосы, украшенные прекрасными драгоценностями, большие, немного грустные глаза, алые губы, чуть вздёрнутый носик. Встреча ребят с жителями Флоренции 15 века развернётся в новую встречу: с героями живописного полотна Боттичелли. Уверены, вы сразу догадались, о каком полотне идёт речь. А ребята будут знакомиться с этой картиной так подробно впервые. И мы вместе будет раскрывать, что две девушки справа на картине, очень похожи на Симонетту. Это Весна в цветастом платье и нимфа, робко вступающая на землю. Её подталкивает Ветер-Борей. Но окажется, что и другие девушки на картине тоже имеют глаза Симонетты. А затем окажется, что на картине живёт не только Весна, но и Любовь. Напишем её имя, как и Весну, с большой буквы. И ребята попробуют говорить о Любви, о красивом чувстве, которое всегда созидательно. Тогда будет понятным проказник-купидон, которого художник Боттичелли разместил вверху над героями картины. И, возможно, впервые ребята узнают, почему в руках этого божества Любви — стрелы, а его глаза завязаны повязкой. Конечно, среди прекрасной женской компании все сразу заметят мужскую фигуру … с глазами Джулиано. Чтобы обострить чувства, на помощь ребятам снова придёт музыка. И картина с музыкой вместе предстанут «на суд» детей.… Или не «на суд». Может быть, правильнее было бы сказать: это робко и аккуратно закладывается опыт понимания Дружбы, Красоты, Любови и Вечных Ценностей.

И снова перемещаемся во времени и в пространстве. Мы очутились на знаменитом острове Мадагаскар. Не раз ещё мы будем посещать этот знаменитый остров. Уж очень много здесь интересного! Сегодня нас интересует чемпион по маскировке – хамелеон. Младшая группа студии познакомится с одним из видов хамелеонов: Пантерным. Оказывается, Пантерный хамелеон может быть разной окраски. И он так красив, будто его кожу расписал художник. И мы не ошиблись. Действительно, — художник. Только художник необычный. Имя этого великого художника – Природа. Чтобы нарисовать такого красавчика, мы с ребятами рассматриваем великолепные окраски Пантерного, его глаза, лапы, хвост. А с детьми постарше поиграем в Модный Подиум. Хамелеонов с лёгкостью можно назвать «экстравагантными модниками». И мы представляем с ребятами, что оказались в оригинальном Доме мод, где хамелеоны на подиуме демонстрируют свои изумительные наряды. «Чудесная расцветка! Всё продумано до мелочей: «чулочки», хвостик, гребешок по спинке, поясок по боковой линии. А как подходят к этому наряду эти красные модные круглые «очки»! …..» Один хамелеон краше другого! Более старшая группа детей познакомится с забавной Тётушкой Хамелои. О, вы не знаете её? Она — большая мастерица шуточные истории про своих друзей-хамелеонов рассказывать. Свою очередную историю она назвала так: «У каждого своя красота, или как Рогатый, Гигант и Листик красоту для себя добывали». История эта про трёх разных хамелеонов: хамелеона Джексона, хамелеона Меллера и хамелеона Короткохвостого. Смешные и поучительные истории сочиняет наша тётушка Хамелои, знакомя ребят с новыми героями. Слышите? Это хамелеон Джексона ворчит. Сидит на ветке, размышляет: как бы Пантеровых хамелеонов в красоте превзойти. И придумал. Рог нужен! Прямо на носу пусть растёт! Представьте себе, вырос у него на носу рог, вперёд смотрит. Красота неописуемая! Рогатый Джексон получился. Но не уймётся никак наш хамелеон: «А что, если ещё рога куда-нибудь приделать? Только, куда? Нос-то уже занят. На макушку — не очень хотелось бы, вдруг с оленем спутают? Да чего церемониться: прямо между глаз рог и помещу». И поместил. И не один, а целых два рога. «Ну, чем я теперь не бравый кавалер? Хорош! Интересно, все ли теперь мою красоту замечают?» Осмотрелся хамелеон Джексона, успокоился. Очень он себе таким нравится! Все на него теперь посматривают, восхищаются, повторяют: «Хорош парень! Очень хорош!» И нашим ребятам хамелеон Джексона очень понравился…

Такие забавные истории для нашей студии «Карандаш» мы придумываем сами, потому что очень любим всех наших героев занятий и всех наших юных «путешественников-художников». «Путешествия» чередуются с рассматриванием произведений искусства и предметами рукотворного мира, со встречами в мире Природы и встречами в мире Людей. Главное, что все наши «путешествия» и художественное творчество совершаются от всего сердца. Кто совпадает с нами по духу, присоединяйтесь к нам! Интересно будет обязательно!

© Маркова Е.П., 2022 год